Рабство и крепостничество? И было ли рабство в России?
Пятница, 11 сентября 2020 г.Рубрика: Вопросы и ответы
Просмотров: 785
Подписаться на комментарии по RSS
Столкнулась с тем, что нам настолько промыли мозги в 90-е, что 2 человека , очень образованных и высоко на Мосту, на прошлой неделе мне рассказывали что в России у нас тоже было рабство, потому что раб= крепостной.
Это ложное данное. Чтоб полностью развеить эту ложь, я попросила сделать подробный юридический обзор ситуации юриста, моей подруги, Пичугину Светлану Олеговну. Спасибо ей за обстоятельный обзор с юридической точки зрения.
Рабство — система общественных взаимоотношений, при которой допускается нахождение человека (раба) в собственности у другого человека (господина, рабовладельца, хозяина) или государства. Прежде в рабов обращали пленников, преступников и должников, позже и гражданских лиц, которых принуждали работать на своего хозяина. Рабство в этой форме было широко распространено до 20 века , в некоторых арабских и африканских странах существует до сих пор (Например, рабство в Мавритании было отменено в 1981 году (Мавритания была последней страной мира, где оно было разрешено), однако продолжает существовать, несмотря на отрицание со стороны властей и попытку государства запретить рабство в 2007 году).
Если сравнивать крепостное право с рабством разных времен, то это займет много времени, так как, рабство имело историю больше 5000 лет, и в разных странах в разные времена были свои правила (подробнее о развитии рабовладельчества в законодательстве в конце статьи)). Поэтому лучше сделать выборку за тот же период сравнения крепостного права в России, закрепленное законодательно с 1649 года по 1861 год и рабство в британских американских колоний и США в 1619–1865 годах.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ КАК РАЗВИВАЛОСЬ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСТВО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:
Конвенция «О рабстве», принятая Лигой Наций в 1926 году, ввела в международный оборот следующие определение рабства:
Под рабством понимается положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности.
На протяжении последних 5000 лет рабство существовало почти повсюду. Среди наиболее известных рабовладельческих государств — Древняя Греция и Рим. Рабство на Древнем Востоке имело много отличительных черт. В Древнем Китае понятие си, эквивалентное рабству, известно с середины II тысячелетия до н. э. В новое время рабство существовало в США и Бразилии, в незначительной степени — в Европе.
Российской особенностью крепостного права является то, что в отличии от большинства стран крепостными становились не только пленные, захваченные в войнах и не специально привезенные люди, похищенные из своих домов в других странах и вывезенные путем захвата из других стран, но и жители самой страны. Хотя опять же ирландцы в Америку приезжали как свободные люди, но превращались в рабов, не успев стать жителями Новой Земли. То есть нельзя сказать, что это исключительно российская черта.
Несвободные люди на Руси появились одновременно с формированием государства. Они могли быть как временно несвободны, так и пожизненно. Разделить их можно условно на три категории: смерды, закупы, холопы.
Смерды — изначально свободные землепашцы, со временем закреплённые на земле, которую обрабатывали. Земля могла, как принадлежать самому смерду и наследоваться его сыновьями, так и быть в собственности князя или монастыря. Смерды были обязаны платить налоги князю и отбывать натуральные повинности, выставлять пешее войско или обеспечивать его лошадьми и фуражом. Помимо несвободы и хозяйственной зависимости они были ущемлены в правах. По Русской Правде за убийство людина (свободного общинника) полагалась вира 40 гривен, за убийство смерда – 5 гривен.
Закупы — работники, заключившие с феодалом ряд (договор), согласно которому продавали себя на определённый срок или до погашения, взятого по ряду. Чаще всего крестьянин, чтобы избежать голодной смерти, брал у феодала семена, инвентарь, скот, реже — деньги. Селился на земле своего временного хозяина и отдавал часть урожая. После отработки долга был свободен покинуть место жительства. При попытке бежать от землевладельца, не рассчитавшись – становился обельным холопом.
Холопы — наиболее близкая к рабам категория. Дети, рождённые от холопов (приплод), становились собственностью хозяина родителей. В холопы чаще всего попадали во время войн и набегов. На вражеской территории брали полон, перегоняли его на свою землю и «холопили», то есть обращали в рабов. Граждане попадали «в неволю» по решению суда, за тяжкие преступления. Называлось это — «поток и разграбление». Всю семью виновного могли обратить в рабов. Ещё одна категория — долговое рабство, кредиторы могли продать в холопы несостоятельного должника.
Остальные категории крестьян были свободными общинниками и жили на своей земле. В случае войны, эпидемии, неурожая они могли сняться с насиженных мест и уйти в другие земли. Именно это и стало причиной постепенного закрепощения землепашцев.
Становление крепостного права на Руси было постепенным и имело свои экономические корни. В XV веке молодое Русское государство вело непрерывные войны: на юго-востоке с Казанским ханством, крымчаками и ногайцами, на западе со Швецией и Литвой (позднее Речью Посполитой). Содержать огромную профессиональную армию казна не могла, поэтому сформировалась поместная система. Служилый человек (воин, профессиональный военный) «испомещался» на данной ему князем земле. То есть, на время службы эта земля принадлежала ему — с неё он и его семья должны были кормиться. За это он был обязан нести воинскую и пограничную службу. Но сама по себе земля не кормит, её нужно обрабатывать. Учитывая, что служилый человек проводил на украинах (границах) и в походах до десяти месяцев в году, сам он этого делать не мог, даже если бы умел и хотел. Более того, помимо пропитания с земли он должен был приобретать и содержать всё необходимое для похода: коня, оружие, доспехи. Нужны были крестьяне, которые обрабатывали землю и обеспечивали помещика всем необходимым.
С другой стороны, в условиях ордынского ига, а также многочисленных «набегов» соседних стран, люди часто переходили с разоренных земель на новые места, но они не имели возможности приобрести землю и попадали в экономическую зависимость от собственников земли. Это не было окончательным закреплением, но экономическая привязка к собственнику земли с этого момента существовала.
Прикрепление развивалось двумя путями - внеэкономическим и экономическим кабальным. В XIV-XV веках существовало две основные категории крестьян - старожильцы и новоприходцы. Первые вели свое хозяйство и в полном объеме несли свои повинности, составляя основу феодального хозяйства. Феодал стремился закрепить их за собой, предотвратить переход к другому хозяину. Вторые, как вновь прибывши, не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной.
Первым шагом к закрепощению свободных крестьян стал Судебник Ивана III 1497 года. Одним из его положений было назначение срока, когда крестьянина мог уйти от помещика. Это был Юрьев день, праздник святого Георгия Победоносца. Приходился он на 26 ноября по старому стилю (9 декабря). За неделю до и неделю после него землепашец мог уйти от феодала. Посевы к этому времени были уже убраны, а, следовательно, крестьянин рассчитывался по всем государственным налогам и всем видам натуральных и денежных обязанностей в пользу помещика. Крестьянин должен был уплатить пожилое — компенсацию землевладельцу за потерю работника.
В Судебнике Ивана IV от 1550 года Юрьев день подтверждается, но увеличивается размер «пожитого».
Следующим этапом стало введение Иваном Грозным «заповедных лет» — времени, когда крестьянин не мог уйти и в Юрьев день. Введено это правило было в 1581 году и действовало в разные года, в основном в неурожайные.
В 1597 году по Указу царя Федора Ивановича появилось понятие «урочных лет», по которому помещик мог разыскивать беглеца, нарушившего правила перехода, до 5 лет. А в 1607 году срок сыска беглых крестьян увеличен до 15 лет.
А в 1649 году Соборное Уложение Алексея Михайловича Романова окончательно закрепостило крестьян. Сыск беглых стал бессрочным, даже если крестьянин бежал много лет назад, женился на свободной, родил детей. Его находили, и вместе со всеми домочадцами возвращали со всем имуществом барину.
Основными повинностями крепостного перед помещиком - это барщина или оброк.
Барщина, панщина — даровой, принудительный труд крепостного крестьянина, работающего личным инвентарём в хозяйстве земельного собственника. Барщина исчислялась либо продолжительностью отработанного времени (числом дней, недель), либо объёмом работы (как на земле, так и в хозяйственных работах).
Оброк —повинность крепостного крестьяна, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами. Дань могла быть как материального, так и натурального характера (продукты питания, изделия домашних ремесел).
Первое: субъект права (кто отвечает в суде за поступки)
Раб британской колонии был неправомочен: в суде за проступки раба нёс ответственность его владелец. В отношении самого невольника всю степень его ответственности определял сам рабовладелец, он мог назначить любое наказание, вплоть до казни.
Крепостной крестьянин: В отличие от раба, сам представлял себя в суде, мог выступать свидетелем, в том числе и против помещика. За убийство крепостных помещиков судили. С 1834 по 1845 годы было привлечено к суду 2 838 дворян, 630 из них было осуждено. Самым громким процессом был суд над помещицей Дарьей Николаевной Салтыковой. За убийство нескольких десятков крепостных она была лишена дворянства и приговорена к смерти, которую заменили пожизненным заключением.
Второе: собственность
Раб британской колонии: Раб не мог владеть собственностью. Его жилище, одежда, питание и орудия труда принадлежали плантатору
Крепостной жил в собственном жилище, работал своими орудиями, сам обеспечивал себя. Мог заниматься отхожим промыслом (зарабатывать на стороне!!). В месяцы, не занятые работой на земле, крестьяне отправлялись на стройки, в шахты, на фабрики, занимались извозом и мелким производством. В XIX веке ежегодно на отхожие промыслы уходило более 5 миллионов человек
Третье: семья.
Раб не мог иметь семью.
Крепостной венчался с женой и его брак был освящён церковью
Четвертое: Возможность освобождения
У раба возможность освободиться была только в некоторых штатах. Получившего свободу раба могли опять продать на аукционе в штатах, где рабство было закреплено законодательно.
Крепостной мог выкупиться у помещика. Так, родоначальник династии меценатов Морозовых, Савва Васильевич, начав с работы ткачом-кустарем, выкупился у помещика с пятью сыновьями за немыслимые по тем временам деньги — 17 тысяч рублей. Гучковы, Рябушинские и многие другие богатые династии были выходцами из крепостных.
Пятое: обладание оружием
Раб не мог иметь собственность и не мог обладать оружием.
Крестьянин издавна обладал правом на оружие. Держать дома и использовать на охоте оружие было не просто допустимым, но широко распространенным явлением в русской деревне. Русское крестьянство было тем самым «вооруженным народом», который обретя оружие становится свободным. И в истории войны с Наполеоном в 1812г (Отечественная война 1812г) , много свидетельств, когда крестьяне отстреливали неприятия и организовывались в войска. Сохранились свидетельства о трёх партизанских отрядах крестьян. Например, одним из них заведовала крестьянка Кожина. Вот о ней страница в википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D0%B0,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%B0
Таким образом, раб в британском американском законодательстве – это человек, который находится в полной собственности другого человека, являющимся его хозяином, господином. Он лишен политических и экономических прав, его хозяин распоряжается рабом как любым иным имуществом, а владение рабом не накладывает на хозяина никаких обременений. Раб не правомочен и поэтому не отвечает в суде, где за раба отвечает его хозяин. В свою очередь, хозяин может сам наказывать раба так, как сочтет нужным.
В чем принципиальное отличие крепостного от раба? Прежде всего в юридическом статусе. Крепостной — это человек, не находящийся в собственности у господина, а обязанный ему службой. Он не лишается политических и экономических прав, а права барина по отношению к крепостному сильно ограничиваются законом. Владением крепостными крестьянами накладывает на владельца целый ряд обременений. Раб лишен правовой субъектности, крепостной правомочен и отвечает за свои преступления в суде. Права господина на наказание крепостного существенно ограничены законом.
Крестьянин уже в XVII веке выступает в русском законодательстве как органическая принадлежность поместья или вотчины независимо от того, кто владеет землей. Хозяин имел определенные права распоряжения крестьянами, но лишь тогда и в той мере, когда и в какой мере он был владельцем имения.
Если римское законодательство определяет правовое положение раба как объекта собственности, то русские акты формулируют это иначе. В состав акта, с которым была связана передача прав собственности на вотчину или поместье, традиционно входила формула определяющая несение повинностей. Вот как она звучала в отказной памяти 1657 г. на поместье Костромского уезда: «...крестьянам, которые в тех деревнях живут... [господина], во всем ...слушать и оброк его боярский ему платить и пашню на него пахать...».
Очевидно, что речь здесь идет совсем не о «говорящих орудиях», а о людях несущих повинности, чье положение схоже с положением дворян. Подобно тому, как дворяне получали имение за то, что несли военную повинность, крестьяне получали землю за то, что несли рабочую повинность. В этом отношении положение дворян и крестьян удивительно схоже. Отдельная продажа крестьян человеку, не имеющем земли, то есть не имеющим возможность обеспечить трудом, была запрещена. По Указу Александра I 1803 года «О вольных хлебопашцах» помещик, отпускавший своих крепостных на волю, обязан был обеспечить их землей.
Наличие правомочий помещика в отношении крестьян не исключало того, что крестьянин обладал как субъект права определенными правами на владение своим наделом и хозяйством. Уже согласно кодексу законов - Уложению 1649 г. и позднее обе эти стороны правового положения крестьян, одновременно являющихся объектом феодального права (в смысле факта поземельной зависимости) и субъектом права (в смысле правоспособности) – существовали одновременно в состоянии баланса, основанного как на праве, так и на традиции. В XVIII веке под воздействием дворянства, желающего расширения прав на владение крестьянами, происходит постепенный сдвиг в сторону уменьшения прав крепостных, но уже начиная с правления Павла I, ситуация выравнивается и права крестьян восстанавливаются и расширяются.
Каковы же права крепостного крестьянина? Они были довольно обширны и лишь немногим отличались от прав свободного. Естественно крепостной не был собственностью господина как «говорящее орудие». Вот что пишет об этом М.О. Меньшиков: «...крепостных продавали. Но ведь это была продажа совсем особого рода. Продавали не человека, а обязанность его служить владельцу. И теперь ведь, продавая вексель, вы продаете не должника, а лишь обязанность его уплатить по векселю. «Продажа крепостных» - просто неряшливое слово... Это оплошность Церкви и государства, не догадавшихся почистить официальный язык».
Крепостной являлся субъектом права - он обладал частной собственностью, она могла им приобретаться и наследоваться. Запрещено было лишь владеть крепостными, самому находясь в крепостном состоянии. Собственность крестьянина была неотчуждаема, кроме как по суду и не принадлежала его господину. Никаких ограничений на распоряжение собственностью не существовало. В то время, когда крестьянин не выполнял установленные законом повинности, он мог заниматься собственным хозяйством в той мере, в какой сочтет нужным. В случае же перевода на оброк(оплата не работой , а деньгами), повинность крестьянина приобретала форму не отработки а оплаты (натуральной или денежной) и возможность хозяйствования для крестьянина с этого момента не ограничивалась ничем.
Крепостной самостоятельно отвечал за свои преступления в суде. Помещик обладал в пределах имения определенной административной властью, как обладали ей в то же самое время, к примеру, английские лорды, но любое преступление выходящее за рамки административного судилось уже государственным судом, где крепостной выступал как правомочный ответчик. Крепостные, равно как и другие сословия присягали императору. Лишенные прав объекты собственности не могут быть приведены к присяге, так как не отвечают за свои поступки и не могут принимать на себя никаких обязательств.
В этом отношении русское крепостное право отличалось от его европейской формы, где скажем в германском Privilegium Gothardianum (1570 г.) фиксирующем положение крепостных на момент начала нового закрепощения крестьян в Европе, определялось: «у крепостного столько прав, сколько желает его хозяин». В России такое было принципиально невозможно и лишь в период расцвета вольностей дворянства при Екатерине II о чем-то подобном могли говорить, как о желаемом, но не закрепленном законом.
Имущество и жизнь крестьянина защищались законом от произвола со стороны господ. Указ 13 июня 1682 г. о возвращении мурзам ранее конфискованных у них поместий и вотчин, прямо указывалось: крестьян не угнетать и не теснить. Наказания за нарушения этого порядка были весьма суровы. Так 7 июня 1669 г. князь Т. В. Оболенский был посажен в тюрьму за то, что заставлял крестьян работать в воскресенье в своем имении. Вплоть до 1765 г. крестьяне могли жаловаться на помещиков лично царю и императору. Документы подтверждающие, что такие жалобы были действенны давно введены в научный оборот. Указ Екатерины II часто называют «указом о запрете крестьянам жаловаться на помещиков», но это не так. Запрещалась лишь прямая жалоба императрице, но жалобы губернатору или наместнику не запрещались и оставались эффективным механизмом контроля.
Несмотря на пик крепостничества, при Екатерине II также постепенно отменялись ограничения на экономическую деятельность крестьян. В результате в ХIХ в. они могли свободно торговать‚ заводить фабрики. Множество крестьян выкупалось и переходило в купеческое сословие. Именно крепостные крестьяне основали национальный центр хлопчатобумажной промышленности в Иваново-Вознесенске. «Главными торговыми деятелями» нижегородской ярмарки, писал А. де Кюстин в 1839 г. - были крестьяне. Результаты труда крепостного крестьянина, лежащие за пределами несомой им повинности, принадлежали только ему и не могли быть отчуждены господином.
Право крепостного на семью никогда не оспаривалось. В отличие от раба, крепостной мог вступать в брак, его дети были законны и наследовали его имущество. Жизнь, здоровье и имущество крепостных защищались законом, за преступления в отношения крепостных их господин отвечал перед государственным судом.
Помещик имел в отношении крепостных значительные обременения, не исполнять которые не мог, под угрозой лишения имущества и даже судебного преследования. В случае неурожая помещик был обязан кормить своих крестьян и предоставлять им посевной фонд на следующий год. В случае пожара, помещик был обязан дать крестьянину лес на новый дом и оказать при необходимости финансовую помощь (приобретение инвентаря и пр.). Документы обязывающие при необходимости оказывать помощь крестьянам, известны еще с середины XVII века. Крестьяне в России всегда и без каких-либо ограничений охотились в барских лесах и ловили рыбу в реках.
Подвести тог можно словами М.О. Меньшикова: «Пушкин ...придавал огромное значение свободному обращению крестьян с господами и отсутствию даже «тени рабского унижения в его поступи и речи». Какой же, в самом деле, это был раб, если он ничуть не был похож на раба, а был совсем похож на свободного человека? Пушкин справедливо находил, что на Западе (даже в Англии) отношения между высшими и низшими сословиями отличаются гораздо большей унизительностью, доходящей до подлости».
«Комплекс вины» – один из самых соблазнительных инструментов психологического манипулирования для спекулянтов. То, что мы сейчас видим в США – один из способов использовать этот самый комплекс в своих корыстных целях, причём не только в США.
Собственно, это то самое, что хотят навязать русским под лозунгом «платить и каяться».
Но если белой Америке действительно есть за что падать на колени (рабовладельчество, сегрегация, расизм etc) не только перед чернокожими, да и Европе есть за что покаяться перед народами бывших колоний и не только, то у нас в России все несколько иначе. Нет, в принципе, любой сторонник Навального гипотетически может доказать, что он является потомком замордованного Салтычихой холопа, но вряд ли это сподвигнет кого-то на необходимость целовать ему ботинок и становиться перед ним на колени.
Впрочем, даже если апеллировать
к пресловутому крепостному праву, бурлакам на Волге и прочим угнетённым слоям населения, то СССРвсе всем компенсировал сполна.
В том числе и Украине с Прибалтикой, которые сегодня активнее других требуют сатисфакции (в том числе и в денежном эквиваленте), забывая о том, кто именно переселил их из мазанок в более чем уютные квартиры, сменил им лапти на удобные и симпатичные туфли и сделал из хуторских окраин вполне себе европейские города.
С начала 20 века государственное устройство СССР было построено на реальных принципах всеобщего равенства, воспитанные в СССР не то, что не разбирали, из какого социального круга их предки, но и зачастую не различали национальностей. Права на всеобщее бесплатное образование, на бесплатную всеобщую медицину и прочие права давали возможность каждому внуку крепостного становиться конструктором космического корабля или выдающимся физиком. Сын шахтера стал Генеральным секретарем СССР. И никому в голову не приходило узнавать, кто его родители или дед с бабушкой.